К списку статей

Автофобия - страх вождения автомобиля. Советы психотерапевта и водителя

Как и в случае большинства других страхов, до определенной степени страх вождения - это нормальное явление, нормальная реакция психики, позволяющая мобилизоваться, сконцентрироваться на освоении действительно непростого навыка. Такой страх уменьшается с опытом, постепенно заменяется уверенностью в себе во время управления автомобилем.
Мы будем говорить о тех случаях, когда страх вождения настолько силен, что препятствует нормальной жизни (автофобия). Человек не в состоянии себя заставить выехать на дорогу, паникует и в результате отказывается от попыток научиться водить машину. Как и в случае других фобий, автофобия эффективно преодолевается курсом психотерапии, однако в легких случаях с ней можно справиться и самостоятельно.

Прежде всего необходимо осознать, чего именно вы боитесь. Это может быть страх, например, сбить пешехода, нанести вред здоровью, стать причиной аварии. В других случаях страх нанести кому-либо повреждение отсутствует или не так значим, а на первый план выходит страх совершить ошибку, «заглохнуть» и стать предметом критики и насмешек окружающих. Иногда страх бывает вызван неправильным поведением обучающего – когда инструктор (или отец, муж и т.д.) теряет терпение, кричит, издевается. Это может оказать «парализующее» действие.

Попробуем разобраться, как этого избежать.

  1. Приступая к обучению – сформулируйте себе, зачем вам это. Какие выгоды вы получите, ради чего тратить время и деньги на обучение вождению. Цель должна быть сформулирована конкретно – получить работу (где необходимо умение водить машину), независимость от окружающих, повысить комфортность перемещения по городу, реализовать свои мечты о путешествиях и т.д. Если вы однозначно убедились, что вам это необходимо – выделяйте время и приступайте.
  2. Все когда-то учились и все ошибались. В том числе и те, кто сейчас нервно реагирует на ваши ошибки. Они либо искренне забыли об этом (есть такое свойство у человеческой памяти, особенно это касается мужчин) либо возмущаются, потому что в настоящий момент испытывают потребность быть выше, «круче» кого-то, иначе говоря, внутренне неуверенны в себе. В любом случае это – их проблемы, а не ваши.
  3. Никто не хочет попадать в ДТП, не только вы. Соответственно, даже если вы делаете ошибку, все окружающие (более опытные) водители будут стремиться разрядить ситуацию на дороге. Впоследствии, да, могут высказать «пару ласковых», но через пять секунд об этом забудут, особенно если у вас есть знак «У». Есть отдельные особи, которые могут вести себя иначе – стремятся «научить», подрезать и т.д. В этом случае  см. п.2. – это их психологические проблемы.
  4. В любом случае – знать теорию и практику вождения необходимо. Это не высшая математика, миллионы и миллионы людей во всем мире это умение освоили, значит и вы сможете. Вы должны знать Правила, не только механически, но и их внутреннюю логику. Поверьте, они тщательно разрабатывались и человек, следующий Правилам, на самом деле сводит риск ДТП к минимуму.
  5. Знайте типичные ошибки новичка: несоблюдение дистанции, рядности, движение не со скоростью потока, трогание с места и торможение, восприятие габаритов, учет погодных условий и т.д. Например, соблюдение простого правила – «держать свой ряд» сразу избавит вас от большинства нештатных ситуаций на дороге.
  6. Исходя из этого – тщательно выбирайте инструктора. Он должен быть в первую очередь спокоен и уравновешен. В некоторых случаях лучше заплатить деньги, чем пользоваться «инструктажем» родных. Однако и уровень профессионалов бывает различным. Уделите этому особое внимание – учиться нужно в комфортных условиях. С инструктором лучше переездить, чем недоездить.
  7. Никто не может сразу научиться контролировать приборы, дорожные знаки, ситуацию на дороге, при этом переключать скорости и действовать педалями. Однако постепенно эти умения развиваются и опытный водитель едет так же, как идет пешком – на уровне автоматизма. Для новичка это кажется невозможным. Секрет в том, что все навыки тренируются постепенно. Как только навык освоен, присоединяется следующий. Сначала в спокойном тихом месте, где нет других машин, новичок осваивает педали и трогание с места. После этого  – учится «чувствовать» габариты машины. Когда настает время выехать на дорогу – сначала только знакомый маршрут, с заранее известной разметкой и знаками, чтобы не отвлекаться на них, а привыкнуть, что можно ездить и по городу.
  8. Типичная ситуация для новичка: в тихом месте ездит нормально, а в условиях города – начал нервничать, заглох, тревога усилилась, опять заглох, началась паника. Как этого избежать? Прежде всего - понять, что заглохли вы от того, что нарушился мышечный автоматизм при нажатии педали. Автоматизм нарушился из-за тревоги. Тревога возникла из-за неправильных мыслей и представлений. Таким образом, мышление по типу «Ужас, Ужас!» само по себе усугубляет ситуацию. Давайте спокойно разберемся. Что САМОЕ УЖАСНОЕ случится, если вы заглохли? Вы затруднили движение следующим за вами машинам, вызвали, предположим, некоторое раздражение у сидящих в них людей. Они (раз уж такие опытные, что позволяют себе раздражаться) либо подождут либо перестроятся в другой ряд и поедут себе дальше. Поверьте, нормальных водителей лихачи и наглецы раздражают гораздо больше, чем новички. Поэтому, даже если вы заглохли, не спешите, восстановите дыхание, вспомните навык и - вперед.
  9. Обязательно ездите регулярно, даже если вначале вам и не хочется. Заранее планируйте, сколько времени вы потратите на тренировки и придерживайтесь плана. Чем регулярнее вы ездите, тем быстрее научитесь получать удовольствие от вождения. Как только это произойдет, вас можно поздравить – вы водитель.

Вверх К списку статей На главную