Вернуться к списку статей

Неудержимый шопинг как плата за стресс

«Деловое Прикамье»

С каждым бывало: пришел в магазин, увидел вещь, купил. А придя домой, подумал – зачем она мне?
Современный человек находиться в состоянии ежесекундного стресса. Почему? Современный город – это скорость. Он требует от нас повышенного внимания и бдительности, скорости принятия решения и ответных реакций. В погоне за счастьем (или наоборот) мы не успеваем оглянуться и задуматься: а зачем все это? Отсюда и стрессы. А стрессу нужна разрядка. Вот тут-то и начинается самое интересное.

Человек нуждается в определенных эмоциональных подпитках, положительных переживаниях. Психологи говорят, что методы совладания со стрессом могут быть как разрушительные (деструктивные), так и менее вредные для нашей психики и организма. К первым относят алкоголизм, табакокурение, наркоманию, азартные игры. Ко вторым – навязчивое коллекционирование, различные хобби. Но могут быть и те, что условно в обществе разрешены: чрезмерный просмотр телепередач и сериалов, экстремальный спорт, частая смена половых партнеров, шоппинг. О нем и пойдет речь.

- Шоппинг - механизм совладания со стрессом, - рассказывает пермский врач-психотерапевт Михаил Бурдин. - Сам по себе шоппинг расстройством не является. Ведь это процесс совершения покупок. Шоппинг – это не хорошо и не плохо. Если он совершается осознанно, как средство улучшения собственного психологического состояния и не подменяет собой прочие «радости жизни», то это нормальное человеческое состояние.

Почему покупаются те или иные вещи? Каков механизм шоппинга?
При шоппинге товары покупаются исходя из их марок, то есть из рекламных призывов. Реклама использует психологический заряд человеческого поведения и конвертирует его в свою прибыль. На рынке существует масса бесполезных товаров просто потому, что человеку объяснили (навязали?), что ему это надо.

При обычном шоппинге человек стремиться соответствовать шаблонам, принятым в его среде, классе, окружении. Например, если вы относитесь к среднему классу, тогда вы должны отдыхать на (поставьте название) курорте, носить (поставьте наименование) часы, ездить в (поставьте марку) автомобиле. Потребитель не является человеком, действующим и принимающим решения, он становится объектом – все решения за него уже приняли, а ему остается лишь соответствовать роли. Социальные силы вовлекают его в свою ловушку – что надо смотреть, что одевать и т.д. Ведь сейчас рекламируют не сам товар, а его образ, символ. Часы покупаются не только для того, чтобы определять время, а машины – не только для того, чтобы передвигаться. Все товары имеют массу символических оттенков, а их функциональность теряется.

Не надо думать, что шоппингу подвержены только женщины. Например, в сфере самореализации (чаще у мужчин). Излишнее стремление принадлежать к более высокому социальному статусу, вынужденное занятие не любимым, но хорошо оплачиваемым делом и т.д. И тогда он вынужден подчеркивать свои признаки достатка. Он доказывает другим, а, прежде всего, себе, что его выбор правилен, что он не изменил себе и своим устремлениям в пользу материального благополучия.

- Конечно, мы не должны быть аскетичными буддийскими монахами, завернутыми в рубища, - говорит Михаил Бурдин. - Но мы должны отдавать себе отчет, в какой степени мы осознаем то, что мы делаем. Где в нас говорят инстинкты толпы, неразумного, недействующего существа, а где наша суть.

Сейчас шоппинг психологами рассматривается как одна из разновидностей зависимости. При любой зависимости, если человек не делает чего-то, он чувствует себя обделенным.

- Навязчивый или неудержимый шоппинг – это поведенческое расстройство, навязчивое состояние. При нем человек совершает покупки не потому, что они ему нужна та или иная вещь, а потому, что он не может остановиться. Человек не удовлетворен собственным состоянием. У него есть навязчивое стремление купить вещи, а потом он недоумевает – зачем я это сделал? Ведь эти вещи мне не нужны. И если это состояние повторяется часто, то имеет смысл говорить о неудержимом шоппинге. Неудержимый шоппинге может быть признаком того, что человек не удовлетворен на глубинном экзистенциальном уровне. Неудержимый шоппинг – психологическая проблема, которой подвержено не так много людей. Многие чувствуют, что им нужна покупка, чтобы получить, как назвал это психолог Эрих Бёрн, положительные психологические поглаживания. А если человек их получает только тратя деньги, то значит он не получает их по-другому. А это значит у него есть дефицит этих положительных психологических поглаживаний.

Для женщин шоппинг часто является бегством от семейных проблем. Вот типичная ситуация. Семья из двух человек. Муж зарабатывает деньги, чтобы обеспечивать семью. Он весь в работе и делах. Жена – домохозяйка. Она не зарабатывает деньги, она их тратит. Она недополучает эмоциональной близости и теплоты. Он не с ней, и она не с ним. Они оба ощущают пустоту. Но есть много денег. Чтобы каждый день не сталкиваться с экзистенциальной пустотой, она вынуждена вовлекаться в шоппинг. Она забивает дом модными глянцевыми журналами. На нее идет информационный поток, который показывает ей, какой должна быть её жизнь. При этом семья находится в состоянии баланса. Она получает восхищение окружающих – она хорошо выглядит. Он получает восхищение окружающих – он хорошо обеспечивает жену. Для нее шоппинг – это плата за стресс.

- В случае шоппинга мы столкнулись с проявлением власти денег, - подытоживает Михаил Бурдин. - Деньги – как эквивалент всего, в том числе любви, человеческих взаимоотношений. Это очень тонко построенная система, на которой - увы! - базируется вся современная цивилизация: деньгами можно подменить реальность. Будьте бдительны! Я рассматриваю это как психологическую проблему, как недостаток информации о самом себе. Что с тобой происходить? Ты зависим? Ты стал управляемым объектом? В любом случае, когда-нибудь об этом придется задуматься. Или организм в виде психосоматических заболеваний (бессонница, бронхиальная астма, аллергия и т.д.) заставит задуматься о себе. Человек должен сам для себя решить: будет ли он активным действующим лицом в своей жизни (делать то, что он считает необходимым) или быть пассивным (делать то, что ему навязывают). И если человек начинает тяготиться своим состоянием, ему лучше обратиться за квалифицированной психологической помощью.

Вверх    К списку статей    На главную